serebryanka_art (serebryanka_art) wrote,
serebryanka_art
serebryanka_art

Энциклопедические сборники XV века книгописца Евфросина

Проект Отдела рукописей Российской национальной библиотеки «Энциклопедические сборники XV века книгописца Евфросина — «Леонардо да Винчи Древней Руси» представляет возможность всем читателям познакомиться с древней библиотекой Кирило-Белоезерского монастыря, находящейся в фондах библиотеки, где сохранились пять уникальных Евфросиновских сборников.


Евфросиновский сборник, XV век

Евфросиновские сборники — самобытное и загадочное явление русской культуры. Созданные во второй половине XV века в Кирило-Белоезерском монастыре монахом-книгописцем, они и сегодня удивляют широтой и разнообразием тематики собранных в них произведений, приемами редакторской работы составителя, содержанием текстов, многие из которых уникальны и дошли до нас только благодаря Евфросину.

Наряду с типичными для монашеского круга чтения текстами, сборники включают множество памятников «светской» литературы: «беллетристические» произведения, переведенные книжниками Киевской Руси, самые последние «новинки» публицистики и литературного творчества современников, статьи естественно-научного содержания, проникшие на Русь фрагменты научных трактатов европейской античности.


Пять составленных Евфросином сборников, XV век

К сожалению, о себе Евфросин не оставил никаких биографических сведений, но его манускрипты воссоздают образ человека, стремящегося к постижению мироздания, природы и человека, закономерностей истории и культуры.

Не случайно на миниатюре одного из сборников Евфросина запечатлен Китоврас — персонаж древнего апокрифа, ставший олицетворением остроты и могущества ума. Так, один из сборников содержит выполненные изографом Ефремом Требесом специально для Евфросина миниатюры: на одной изображен Александр Македонский, на другой — Китоврас.


Миниатюра с изображением Китовраса и монограмма книгописца Евфросина

Эти образцы древнерусской книжной иллюстрации уникальны. Богатство содержания и удивительное, редкое для древнерусской литературы «личностное начало» превращают Евфросиновские сборники в памятники первостепенного культурно-исторического значения.


Сказание об Александре Македонском книгописца Евфросина. Сборник Кирило-Белоезерского монастыря, октябрь 1491 года

Без рукописных сборников Евфросина невозможно представить историю древнерусской литературы.

Даты в составленных Евфросином сборниках относятся к 60–90-м годам XV века и обозначают начало и конец работы над перепиской текстов: наиболее ранняя дата — июль 1463 года, поздняя дата — октябрь 1491 года. Самой поздней датой из всех к настоящему времени выявленных автографов Евфросина отмечен переписанный им в рукописи текст Чина миропомазания из собрания Новгородского Софийского собора — февраль 1500 года.

В рукописях Евфросин называет себя «попом» — он был иеромонахом Кирило-Белоезерского монастыря. С этим монастырем связана его книгописная деятельность, о чем свидетельствуют его многочисленные ссылки на книги монастырской библиотеки, в составе которой и дошли до нас Евфросиновские сборники.


Отрывок из чина погребения в сборнике Ефросина. Начало: «...(Како пре)дахомся тлению? Како припряхомся съмерти? Въ истиньну Божиим повелением, якоже есть писано, подающаго преставльшимъся покой...». Конец: «...егда хощеш испытати, тогда пощади милостиве, приими душа их, владыко, сведый тайная»

Основанный преподобным Кирилом в 1407 году в отдалении от Москвы, на северной окраине Руси, Кирило-Белоезерский монастырь имел двойное подчинение: духовное — ростовскому владыке, и светское — удельному князю. Это обеспечивало относительную независимость монастыря и придавало ему особый статус. Здесь отбывали ссылку попавшие в опалу князья, бояре, духовные иерархи.


Кирило-Белоезерский монастырь. Великий князь передает монастырь в ведение ростовского митрополита

Несмотря на отдаленность, Кирило-Белоезерский монастырь играл важную роль в общественной и духовной жизни — сюда быстро доходили все политические новости. Сам преподобный Кирил основал монастырскую библиотеку, которая постоянно пополнялась книжными сокровищами. В монастыре велись летописные записи, в которых политические события часто получали независимую оценку.

Сам Евфросин был знаком с непосредственным участником событий — воеводой Федором Васильевичем Басенком, который в 70-х годах XV века находился в ссылке в Кирило-Белоезерском монастыре. Судьба воеводы типична для того времени. Служивший верой и правдой Василию Темному, он был ослеплен по приказу Ивана III вскоре после смерти отца (Василий Темный умер в 1462 году). Рассказы много знавшего Басенка послужили ценным устным источником для монастырских летописных записей. Краткий «конспект» Кирило-Белоезерского летописца Евфросин включил в свой сборник.


Филигрань на листе из рукописи Евфросина

Не подлежит сомнению и факт личного знакомства Евфросина с известным писателем-агиографом Пахомием Логофетом, который прибыл в Кирило-Белоезерский монастырь в 1462 году для составления Жития преподобного Кирилла. Один из Евфросиновских сборников сохранил автограф Пахомия.

В историю русской культуры Евфросин вошел как составитель сборников энциклопедического содержания. Он тщательно выбирал и выписывал из десятков разных книг статьи богословского, нравоучительного, философского характера. Его подборки отразили богатейшую палитру всей литературы, которая была доступна образованному книжнику преуспевающего монастыря в последней трети XV века.

Драгоценная часть рукописного наследия той эпохи — Евфросиновские сборники — отныне доступна для вдумчивого изучения всем интересующимся историей и культурой Средневековой Руси по адресу:
г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.18
e-mail: manuscripts@nlr.ru
телефон: + (812) 312-28-63
Источник: nlr.ru

http://ruvera.ru/news/sborniki_evfrosina
Tags: Древняя Русь, Книжные издания, монастыри, писатели, святые
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment